4-х канальный динамический процессор DYNAQUAD GLC
Созданный с использованием самых современных достижений микроэлектроники и схемотехники, динамический процессор Dynaquad предназначен для применения как в “живой” работе - при звукоусилении концертов, спектаклей, так и в звукозаписи особенно при записи первичных фонограмм, при сведении, мастеринге и т.д. - везде, где необходимо управлять динамическим диапазоном звуковых сигналов.
При разработке Dinaquad ставились две главные задачи: создать хорошо и “музыкально” действующий прибор с максимальной простотой в управлении, “дружественный” к пользователю.
Задача достижения хорошего звучания решается путем применения множества описываемых далее алгоритмов автоподстройки параметров всех звеньев процессора и использованием “мягкого колена” в компрессоре, а также целым рядом схемотехнических ухищрений.
Так, например, в процессоре все регулировки - электронные, и звук не проходит ни через одно переменное сопротивление: прощай, извечная проблема “треска” регуляторов!
Электрическая схема звукового тракта выполнена в технологии High End, т.е. Dynaquad имеет максимально короткий звуковой тракт - входной и выходные буфера + управляемый усилитель (VCA) - и все! Применяется “холодный” релейный байпас. Этим, а также применением современнейшей элементной базы обеспечивается высокая чистота и прозрачность звучания, низкие искажения.
Простота в управлении достигается максимальной автоматизацией работы процессора, за счет чего получено небывало малое число органов управления - всего 4 ручки управления на 3 устройства обработки! (Ну, чем не рекорд Гиннесса?)
Dynaquad состоит из 4 индивидуальных каналов, каждый из которых содержит в себе последовательно включенные и одновременно и независимо друг от друга работающие автоматический компрессор, пиковый/программный лимитер и экспандер/гейт.
Эти устройства могут работать как все вместе, так и по отдельности, а также в любых произвольных сочетаниях. Упрощенная структурная (не электрическая!) схема одного канала показана на рис.1.
“Сердцем” процессора является уникальный для европейского рынка выравнивающий RMS-компрессор с “мягким” порогом, созданный для сжатия сигналов с большим динамическим диапазоном и сконструированный в концепции так называемого “идеального” компрессора. Эта концепция разработана ведущим изготовителем компрессоров - легендарной американской фирмой Valley People и применяется также таким “зубром”, как SSL.
Суть ее сводится к тому, что основная работа компрессора - не столько ослаблять громкие звуки, сколько поднимать (усиливать) тихие. Соответственно, иным должен быть как подход к созданию самого компрессора, так и его работа.
На рис.2 показана проходная регулировочная характеристика компрессора Dynaquad (зависимость уровня выходного сигнала компрессора от уровня входного сигнала) при различных положениях регулятора Ratio.
На этом рисунке показано, что при увеличении степени компрессии Ratio проходная характеристика как бы “вращается” вокруг точки с уровнем 0 дБ -таким образом, что сигналы с большим уровнем ослабляются, а с меньшим - усиливаются. Таким образом, осуществляется как бы “выравнивание”, приведение всех сигналов к одному уровню.
В этом и заключается главное принципиальное отличие “идеального” компрессора от обычного: СРЕДНЯЯ ГРОМКОСТЬ СИГНАЛА на выходе НЕ ИЗМЕНЯ ЕТСЯ при изменении параметров компрессии Ratio и Threshold.
При ЛЮБОМ их сочетании сигнал, имевший на входе 0 дБ, будет иметь на выходе уровень также 0дБ. Сигналы же, имевшие иные уровни, будут “подтягиваться” к этому уровню, и тем сильнее, чем большее Ratio вы установите.
Таким образом, устраняется главный недостаток, принципиально присущий обычному компрессору и доставляющий массу неудобств звукорежиссерам - необходимость при любом изменении параметров компрессии сразу же крутить ручку Output или Gain (у разным фирм они имеют разные названия). Вспомните - сколько раз, желая увеличить степень сжатия сигнала и увеличив, например, Ratio с 2:1 до 6:1, вы были вынуждены, тихо чертыхаясь про себя, сразу же крутить вправо регулятор Output!
А в компрессоре Dynaquad такого регулятора… вообще нет! При работе с этим компрессором описанных проблем у вас не будет - вы изменяете параметры компрессии в нужную сторону, а все остальное компрессор сделает сам, автоматически.
Поворотом одной ручки ( а не двух, как обычно), вы сможете сразу сравнить звучание сигнала с разной величиной сжатия. Удобно? Еще бы! Но одним лишь удобством в работе отличия компрессора Dynaquad от обычного не исчерпываются.
В компрессоре применен так называемый True RMS-детектор последнего поколения с автоматически адаптируемыми временами срабатывания и восстановления, имеющий динамические характеристики, максимально близкие к свойствам человеческого восприятия. Это обеспечивает очень комфортную для слуха работу компрессора с самыми различными типами звуковых сигналов и выгодно отличает его от RMS-подобных компрессоров типа dbx, которые несколько изменяют атаки и иногда работают с задержкой.
Этих недостатков начисто лишен компрессор Dynaquad, начинающий работать сразу же после превышения входным сигналом порога срабатывания Threshold. Дополнительным преимуществом применения данного детектора, реагирующего не на пики сигнала, а непосредственно на его МОЩНОСТЬ, является то, что даже при весьма больших величинах сжатия (до 15...20 дБ) компрессор практически не “съедает” высокие частоты, что часто бывает проблемой при использовании обычных компрессоров.
Кроме всего вышеизложенного, DynaQuad - это единственный RMS-компрессор в мире, имеющий ТРИ (!!!) варианта скорости работы! Все остальные - предложат вам работать только с одним алгоритмом динамики, заданным разработчиком (а не вами!). И только в DynaQuad - вы можете выбирать его динамические параметры сами, ориентируясь на поставленные вами цели, и учитывая характер обрабатываемого сигнала!
Наличие “мягкого колена” и прогрессивно-увеличивающейся скорости реакции компрессора на сигнал обеспечивает очень плавное, практически незаметное “на ухо” вхождение в режим компрессии и крайне малое “насасывание” в паузах сигнала.
Для дополнительного уменьшения уровня помех в паузах служит включенный на выходе процессора адаптивный экспандер/гейт, уменьшающий усиление во время пауз. Алгоритм его работы построен таким образом, что обеспечивается малое ослабление для больших сигналов и большое - для слабых, т.е. чем слабее сигнал на входе, тем больше он ослабляется на выходе. Это обеспечивает очень мягкое и незаметное вхождение в режим гейта, вплоть до полного закрытия канала.
Скорость открывания и закрывания экспандера/гейта определяется процессором автоматически, на основе анализа динамических свойств входного сигнала.
Скомпрессированный сигнал подается на лимитер, являющийся важной составной частью Dynaquad.
Необходимость ограничения максимальных уровней очевидна каждому звукорежиссеру - ведь от искажений вследствие перегрузки, допущенный при записи, избавиться позднее невозможно, да и замена сгоревших динамиков - удовольствие ниже среднего. На концерте – тоже, звучание перегруженного микшерного пульта сильного восторга в зале также не вызывает.
От этих нежелательных явлений вам и поможет избавиться встроенный в Dynaquad лимитер. При разработке лимитеров главной проблемой является сложность синтеза динамических характеристик, т.к. лимитер должен, с одной стороны, быстро реагировать на повышение заданного уровня (чтобы не допустить перегрузки), а с другой - быть медленным, чтобы не исказить сам сигнал и его динамику.
В лимитере Dynaquad эта проблема успешно решена путем применения такого алгоритма адаптации, что он сам подстраивается под сигнал так, что на отдельные короткие импульсы лимитер реагирует быстро, а при длительных перегрузках значительной величины он плавно уменьшает усиление канала таким образом, чтобы общий уровень сигнала на выходе лимитера не превышал заданного значения.
Такое его построение обеспечивает даже при больших величинах лимитирования (10...12 дБ) практическую незаметность на слух работы лимитера с реальным сигналом. В итоге, каждый из четырех каналов Dynaquad включает в себя полный комплект устройств динамической обработки, необходимых (и достаточных!) для применения в любой из областей звукотехники: звукоусиления, звукозаписи, телевидении, радиовещании и т.д. - компрессор для сжатия, “уплотнения” звука, лимитер для устранения перегрузок и экспандер/гейт для ликвидации шумов и помех в паузах сигнала.
Области применения
ЗВУКОУСИЛЕНИЕ : вы можете, например, использовать имеющийся в Dynaquad лимитеры для защиты портальных громкоговорителей и усилителей от перегрузки (и перегорания), одновременно с этим используя имеющийся экспандер/гейт для эффективного ослабления шумов в паузах, где они наиболее заметны и надоедливы. В многополосных системах вы можете дополнительно осуществить эффективное “сжатие” басовых сигналов в НЧ-канале и тем самым существенно увеличить отдачу громкоговорителей. Включив по одному каналу Dynaquad в разрыв (Insert) каждой ячейки микшерного пульта, вы сможете скомпрессировать звучание каждого музыкального источника и одновременно задействовать лимитер для предотвращения перегрузок в канале, а как результат - получить мощный, плотный, “фирменный” звук, которого нам так часто не хватает.
ЗВУКОЗАПИСЬ: при записи на ленту необходимо постоянно поддерживать максимально возможный уровень сигнала и не допустить перегрузок. Dynaquad поможет вам и в этом - компрессор, не изменяя тембра звука, “уплотнит” его и будет постоянно поддерживать необходимый уровень, а имеющийся лимитер эффективно защитит запись от перегрузок. При этом экспандер/гейт избавит фонограмму от мешающих шумов в паузах. Во время сведения, пропустив суммарную фонограмму через Dynaquad, вы сможете существенно повысить субъективную воспринимаемую громкость музыкальной программы и одновременно как бы “подкачать” ее энергию, сделать звучание более насыщенным и динамичным.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ: в эфирном вещании одной из наиболее часто встречающихся проблем непредсказуемость уровней звуковых сигналов, поступающих на пульт звукорежиссера программы от различных источников - с микрофонов в студиях, репортажных материалов, телефонных звонков и т.д.
Применив Dynaquad, вы сможете значительно облегчить себе работу, поручив процессору выполнение рутинных операций. Имеющийся в составе прибора компрессор, при включении в режим SLOW, будет выполнять функции “левеллера”, и эффективно выровняет громкости различных звучаний, заменив вам дорогостоящий Compellor. Последующий лимитер уберет нежелательные всплески сигнала, и тем самым предотвратит перегрузку, а экспандер/гейт отключит неиспользованные микрофоны и другие источники, ликвидировав помехи.
Динамический процессор Dynaquad хорошо приспособлен для оперативной, “живой” работы: высокая степень автоматизации в сочетании с продуманной эргономикой и малым числом органов управления делают работу с прибором максимально простой и быстрой, доступной звукорежиссеру любой квалификации - от начинающих до профессионалов, а “холодный” байпас позволит не изменять коммутацию в студии при подключении или отключении процессора.
В объеме одной статьи невозможно описать все возможности и области применения этого прибора (например, в цифровой звукозаписи, где проблема контроля уровня гораздо острее, чем в обычной, в тиражных студиях и др.); однако, в любой области звукотехники применение динамического процессора Dynaquad, содержащего в себе целых 12(!) устройств обработки сигналов дает прекрасные результаты и, одновременно улучшая звук, высвобождает звукорежиссера от рутинной технической работы слежения за уровнями и позволяет полностью сконцентрироваться на творческих аспектах звукорежиссерской деятельности.
Прибор выполнен в рэковом 19-дюймовом конструктиве и занимает одну единицу высоты. Во всех каналах применен “холодный” релейный байпас, т.е. при включении сетевого питания встроенные реле автоматически соединяют выход канала с его входом. Таким образом, пропадания звука не происходит даже при случайном отключении или обрыве сетевого питания. Входы и выходы несимметричные, входное сопротивление 30 кОм. Коэффициент гармоник менее 0,05%, эквивалентный входной шум менее -94дБ (менее 20 мкВ).
Подробнее о параметрах звукового тракта Dynaquad GLC
В конструкции применены самые современные микросхемы: в качестве регулируемых элементов используются так называемые “Class A Frey VCA”, а в качестве звуковых используются разработанные специально для применения в звукотехнике “Butler-Front-End” - усилители, имеющие скорость нарастания 22 В/мкс и обладающие прозрачным, современным звучанием.
Обладая широчайшим спектром технических и художественных возможностей, Dynaquad стоит гораздо (в несколько раз!) меньше своих аналогов производства “западных” фирм и по цене доступен любому концертному залу или студии (включая учебные и клубные), а также владельцам небольших частных студий и всем поклонникам домашних записей.
Если Вас заинтересовал этот динамический процессор - обращайтесь!
Гарантируем Вам очень хороший звук !