Звуко-режиссура и звуко-измерения

Наверное, многим этот заголовок может показаться кощунственным. В самом деле, так много говорится о “магии музыки”, о “волшебстве звука”, и вдруг - какие-то там измерения! Да как можно, “это ж святотатство!” - скажете вы. Ан, нет!

Хотя, конечно, если говорить о музыке, как о нотах на листе бумаги - то безусловно, там еще никому и ничего измерить не удавалось. Да, пожалуй, и в голову не приходило - ну, только если количество нот сосчитать... Однако воспринимать партитуру уже как именно музыку - способны очень и очень немногие, а большинство нас способно воспринимать музыку исключительно в виде звуков, и это - не говоря уж о том, что и далеко не все музыканты ноты знают, вспомним хотя бы П.Маккартни!

В том то и дело, что речь идет именно о звуке. А он, как и всякое физическое, материальное явление - вполне может быть измерен. В самом деле, ведь звук - это колебания частиц воздуха, а они прекрасно поддаются объективным измерениям. Можно измерить амплитуду этих колебаний, их скорость, частоту, исследовать спектр... Аналогично - и в случае звука, преобразованного в электрическую форму, записанного или передаваемого по различного рода электронным трактам передачи сигналов. Только во втором случае мы можем исследовать не только параметры самого сигнала, но и параметры трактов его передачи.

Так как звук может быть представлен в двух различных ипостасях - в своем “исходном” виде, как волновые колебания в воздухе (или иной физической среде), или же как его электрический “слепок” - то, очевидно, что и измерения в этих двух случаях могут быть существенно различными.

Чтобы не запутаться, давайте начнем разговор об измерениях в звукотехнике “ab ovo”, или, попросту говоря, с измерений параметров исходного вида звука - как воздушных колебаний.

Акустические измерения

Итак - что же мы можем здесь измерить? Очевидно, самое простое, что прежде всего приходит в голову - это уровень звука, его громкость. Однако - это не совсем так просто, как кажется на первый взгляд. Дело здесь, во-первых, в том, что звуковое давление (как, впрочем, и давление вообще) измеряется в особых, “физических” единицах. Таковыми являются, в частности, атмосфера, или более распространенная в последнее время в системе СИ единица “Паскаль” (Па). Один паскаль соответствует давлению силой в 1Ньютон (около 100 грамм) на площадь в 1кв. метр. Однако - думается, никто и никогда и слыхом не слыхивал о том, чтобы громкость где-либо измерялась в этих величинах...

Н-да, незадача! В чем же тут дело? А все очень просто - очевидно, что, раз в этих единицах не измеряется, то, значит, это попросту неудобно! И действительно, все привычные нам измерения осуществляются в децибелах. Каким же образом понятные, чисто физические величины, которые можно “пощупать руками” превращаются, как по волшебству, в какие-то там абстрактные децибелы?

Давайте вспомним вкратце, что такое децибел.
Децибел - прежде всего, величина относительная, а не абсолютная, т.е. измеряющая отношение каких-либо величин. Соответственно - для того, чтобы выразить результат измерений в децибелах (дБ), надо сначала договориться о том, что будет использоваться в качестве опорной величины.
Для измерений уровней звука за опорный уровень принята величина звукового давления в 2х10-5 Па. Почему именно эта? Потому, что эта величина соответствует тому минимальному уровню звука (с частотой 1000 Гц), который еще воспринимается человеческим ухом (менее громкие звуки мы попросту не слышим). Именно эта величина и считается порогом слышимости.

Для того, чтобы узнать - каков будет уровень звука в дБ, надо измерить его “физическую” величину в Па, и затем вычислить искомое значение по формуле:

N=20lg(PN/P0),

где PN - измеренный уровень звукового давления,
P0 =2х10-5 Па - опорный уровень,
N - искомая величина в децибелах.

Таким образом мы получим величину уровня звукового давления в децибелах. В литературе эта величина носит название SPL, по первым буквам английского словосочетания “Sound Pressure Level”, или, в отечественной литературе - УЗД.

Именно эта величина измеряется особыми приборами, специально предназначенными для измерений громкости звука - шумомерами. Однако эта величина далеко не всегда отражает реально воспринимаемую нами громкость звучания. Почему? Вот, теперь - мы подошли к “во-вторых”.

В самом деле, известно, что воспринимаемая ухом громкость зависит также и от частоты сигнала, а сама эта зависимость, будучи существенно нелинейной, в свою очередь зависит от уровня сигнала... И что делать?

К сожалению, если по “большому счету” - здесь тупик. Не существует во всем мире ни одного шумомера, способного на реальном, сложном, многочастотном звуке измерять субъективно воспринимаемую нами громкость. Однако, для некоторых частных случаев был предложен паллиативный выход. В конструкцию шумомеров были введены особые, так называемые “псофометрические” фильтры, чья АЧХ примерно соответствует АЧХ слуха для некоторых, вполне определенных уровней звука. Если измеренный в широкой полосе уровень звукового давления примерно соответствует уровню одной из этих кривых, то, включив требуемый фильтр в цепь измеряющего прибора, мы внесем в измерения поправку на нелинейность АЧХ слуха, и результат измерений будет более точно соответствовать субъективно воспринимаемой нами громкости.

Таких псофометрических кривых АЧХ существует несколько, для разных уровней звукового давления и даже для разных исходных звучаний, однако в нашей области звукотехники реально применяется только одна разновидность, а именно - так называемая “кривая А”. Эта кривая примерно соответствует АЧХ слуха при громкости в 45 фон. (Напомним, кстати, что громкость, как субъективная величина - измеряется не в децибелах, а в особых единицах, называемых “фон”. Уровень громкости в фонах соответствует уровню звукового давления эталонного звука с частотой в 1000 Гц, вызывающего у человека ощущение равной громкости по сравнению с исследуемым звучанием.)

Результат измерения, полученный с помощью псофометрического фильтра, часто называют “взвешенным”, при этом после обозначения децибела добавляется буква, соответствующая виду использованной кривой фильтра. В нашем случае это буква “А” - дБА.

Следует, однако, помнить, что применять именно этот фильтр - можно только для измерения слабых сигналов. В противном случае - можно такого намерять!.. А вот для слабых - в самый раз. Действительно, если предположить, что максимальный уровень звука соответствует 130дБ, т.е. болевому порогу, то сигнал с уровнем 45 дБ будет лежать ниже предыдущего на 85 дБ, что примерно соответствует соотношению сигнал/шум для современных электроакустических трактов звукопередачи. Таким образом, применение дБА для измерения уровней шумов и помех в тракте - вполне оправданно и целесообразно. (Далее мы еще к этому вернемся.) То есть, если вы хотите измерить, скажем, уровень шумов вашего РА-комплекса в паузе - то смело применяйте дБА, результат “будет соответствовать”. Если же вас интересует громкость звучания самого концерта - то, учитывая особенности современной музыки, исполняемой на весьма высоких громкостях, можете смело выключать из цепи измерений все фильтры. Результаты, измеренные в широкой полосе, будут иметь весьма незначительную погрешность.

Еще один “звукомерный” измерительный прибор, получивший в практике звукоусиления, пожалуй, наиболее широкое распространение - это анализатор спектра. Именно он применяется для настройки АЧХ трактов звукоусиления, и чаще всего - совместно с генератором так называемого “розового шума”. (Справедливости ради заметим, что практически все современные шумомеры тоже имеют в своем составе треть-октавные фильтры, однако они могут включаться в работу только поочередно, и в силу этого неудобны для указанной цели.)

Как правило, применяемые в звукотехнике анализаторы спектра также используют треть-октавные фильтры, числом от 27 (в дешевых моделях) до 31 - в серьезных, профессиональных устройствах. Причем частоты настройки этих фильтров идентичны тем частотам, на которых осуществляется регулирование в графических эквалайзерах. (В одном из ближайших номеров журнала редакция планирует более подробно рассказать об этих и других эквалайзерах и о частотной коррекции).

Наиболее удобные в работе анализаторы спектра имеют светодиодный дисплей-индикатор, состоящий из нескольких (по числу фильтров) столбиков светодиодов, по одному для каждой полосы частот сигнала. При этом в хороших моделях, типа классического DN60 от Klark-Teknik, число светодиодов в столбике достаточно велико - порядка 15 шт., что позволяет использовать эти анализаторы не только для настройки АЧХ, но и для многих других, более серьезных целей. Впрочем, существуют и совсем дешевенькие модели многих других фирм, всего с тремя светодиодами в каждом столбике. (Автор просит не рассматривать упоминание Klark-Teknik как рекламу!!! Ведь рекламировать Klark-Teknik - это все равно, что рекламировать, скажем, Роллс-Ройс. Не нуждаются они оба в ней! J )
Однако, мы отвлеклись...

При подключении к анализатору специального измерительного микрофона с максимально линейной АЧХ (и только такого - обычные, применяемые в музыке микрофоны - абсолютно для этого непригодны!), на экране будет достаточно точно отображаться спектр звука. Если на нем видны явно “торчащие”, как гвоздь в ботинке, пики (или провалы) в характеристике - то, перемещая соответствующие этим частотам регуляторы на эквалайзере, можно в определенных пределах скорректировать АЧХ тракта звукоусиления. Однако - именно, и только “в определенных пределах”. Почему? Да потому, что нам же неизвестен спектр самого воспроизводимого сигнала, т.е. нет эталона для сравнения!.. L

Вот именно таким эталоном и служит входящий в состав большинства хороших анализаторов генератор так называемого “розового” шума. Почему именно “розового”, а не, скажем, белого или какого-нибудь там “серо-буро-малинового”? Да просто спектр именно такого шума - ближе к тем сигналам, музыкальным, с которыми мы имеем дело на практике. А сам термин "розовый" (впрочем, как и "белый") - пришел из оптики. Если белый цвет (свет) профильтровать через фильтр, имеющий АЧХ со спадом к коротковолновым, т.е. ВЧ-составляющим, с крутизной среза 3дб/октава - то он станет розовым.

Белый шум - это шум одинаковый по амплитуде на всех частотах звукового спектра. Т.е. если исследовать спектр такого шума узкополосным вольтметром с постоянной абсолютной шириной полосы пропускания (скажем, в 1Гц) - то его показания также будут одинаковыми, независимо от того, на какой частоте производятся измерения - на 10Гц, или - на 100 МГц.

Розовый же шум - имеет равную энергию в постоянном интервале частот (относительном). Т.е. если исследовать спектр такого шума узкополосным вольтметром с постоянной относительной шириной полосы пропускания (скажем, в 1 октаву) - то его показания также будут одинаковыми, независимо от того, на какой средней частоте полосы производятся измерения - на 14Гц (полоса измеряемых частот - от 10 до 20 Гц), или - на 140 МГц (полоса измеряемых частот - от 100МГц до 200Мгц).

Так как применяемые в анализаторах селективные фильтры также являются фильтрами с постоянной, в одну третью часть октавы, относительной шириной полосы пропускания, то при подаче на вход анализатора спектра сигнала розового шума - на экране дисплея будет видна ровная горизонтальная линия, что соответствует линейной АЧХ.

Таким образом, если вы подключите ко входу вашего РА-тракта сигнал с генератора розового шума, то на экране анализатора будет видна реальная результирующая АЧХ всего тракта, со всеми пиками и провалами. И вы сможете быстро, и без особых трудностей настроить свою аппаратуру.

Конечно, “быстро, и без особых трудностей” - это в случае хорошего анализатора, с нормальным экраном. Если же вы вынуждены обходиться упрощенным анализатором, всего с тремя светодиодами индикации в каждой полосе, то процедура настройки станет довольно утомительной. Ведь эти три светодиода, по сути, отражают только отклонение АЧХ от линейной, на уровне “больше-меньше”. Поэтому настройка идет методом последовательных приближений, при постепенном переключении разрешающей способности шкалы на более точные значения - скажем, вначале 6 дБ на светодиод, потом - 3 дБ, потом - 1дБ. Довольно долго, не очень удобно, а главное - этот тип анализатора вы не сможете применить ни для чего другого, кроме как для настройки АЧХ. Подумайте, выбирая себе анализатор - стоит ли на нем экономить?..

Кстати - уж коль речь зашла о DN60, то необходимо упомянуть о еще одной из множества его возможностей. Отдельно к анализатору вы можете приобрести еще и приставку RT60, служащую для анализа характера реверберационного процесса в помещении. С ее помощью вы можете измерить время реверберации в помещении, в том числе - для отдельных частот, и даже в графическом виде увидеть кривую затухания процесса реверберации, причем - по отдельности для каждой из полос спектра. Это - очень интересная возможность, однако - вы же не можете переделать сам зал, как бы вам этого ни хотелось! Поэтому об этой функции, служащей в основном для целей архитектурной акустики, здесь упоминаем совсем вкратце, опять же - просто справедливости ради.

Говоря об акустических измерениях, необходимо упомянуть еще об одном приборе, так называемом “фазовом тестере”. (Этот прибор выпускается многими фирмами и под разными названиями, однако приведенное выше - наиболее распространенное на практике.) Он служит для проверки правильности фазирования акустических агрегатов. Наиболее часто этот тестер изготовляется в виде двух отдельных небольших блоков, один из которых служит генератором специального сигнала, а второй - собственно индикатором фазирования.

Генератор создает серию широкополосных импульсных сигналов особой формы, которая мало изменяется при прохождении частотно-разделительных цепей в кроссоверах, и его сигнал подается на вход усилителя или же микшерного пульта. (Естественно, что во втором случае - все имеющиеся в тракте эквалайзеры желательно отключить, переведя их в режим байпаса.) Индикатор же, со встроенным в него микрофоном - поочередно подносится ко всем звукоизлучающим элементам вашей акустической системы. По загоранию расположенных на нем светодиодов, чаще всего имеющих маркировку “+Phase” и “-Phase”, можно достаточно уверенно судить о правильности фазировки ваших громкоговорителей. Следует только помнить, что часто - особенно в сложных, многополосных АС - для получения качественного звука головки громкоговорителей, работающие в различных полосах, могут быть включены в противофазе относительно головок, работающих в других полосах, и поэтому имеет реальный смысл сравнивать между собой только фазировку тех динамиков, которые работают в идентичных полосах звукового сигнала.

Вот, в первом приближении, то основное, что можно сказать здесь о чисто акустических измерениях. Об измерении параметров самих громкоговорителей в этой статье речь не идет, это - тема для совсем другого рассказа...

Электрические измерения

Вначале давайте поговорим об измерениях-исследованиях самого сигнала, а уже затем - об измерениях параметров трактов звукопередачи. Очевидно, что наиболее распространенным измерительным устройством в звукотехнике - будет измеритель уровня. Вот с него и начнем!

Итак - измерители уровня. Существуют две наиболее характерных их разновидности, квазипиковые измерители, обозначаемые на лицевых панелях почему-то чаще всего как PEAK, и нередко в обиходе называемые просто “пиковыми”, и волюметры - VU, иногда не совсем точно называемые измерителями RMS. Впрочем, иногда встречаются и настоящие измерители RMS, но редко, т.к. довольно дороги.

Основными параметрами измерителей уровня являются их динамические характеристики, определяющие характер реакции измерителя на быстро изменяющийся уровень звуковых сигналов. Так как по самой своей природе звуковые сигналы являются именно импульсными, а не постоянными, то от динамических характеристик во многом как раз и зависит, что именно будет показывать тот или иной измеритель на разных типах сигналов, причем разница в показаниях различных типов измерителей на одном и том же сигнале может составлять до 20 дБ и более! Ведь пик-фактор музыкальных сигналов в среднем составляет величину порядка 12 дБ, но может достигать и значений в 18-20 дБ. Поэтому, чтобы грамотно пользоваться измерителем, необходимо знать, какого именно он у вас типа, PEAK или VU.

Динамические характеристики этих двух типов измерителей - стандартизованы, для единообразия их применения, чтобы в любом месте земного шара вы могли без проблем ими пользоваться.

Квазипиковый измеритель должен иметь время интеграции 5 миллисекунд, а время возврата - 1,7 секунды. По определению, время интеграции - это длительность такой одиночной тональной посылки, при которой указатель индикатора доходит до отметки в -2 дБ, а время возврата - это время, за которое указатель индикатора после отключения от его входа сигнала номинального уровня опускается до отметки в -20 дБ.

Справедливости ради отметим, что если по времени интеграции требования стандартов, как правило, выдерживаются, то время возврата в реальных устройствах может отличаться от стандартизованного, и иногда - довольно значительно.

Волюметр - впервые был предложен американской корпорацией Weston еще аж в 1939 году!.. А применяется, с небольшими изменениями, и по сей день. (И, похоже, в ближайшем будущем не собирается “на покой”.) По своей сути он является измерителем “квазисреднего” значения. Его динамические параметры целиком и полностью определяются баллистическими характеристиками показывающего стрелочного прибора, которые были выбраны для удовлетворительного отображения звукового материала, существовавшего на заре радиовещания и кинематографа.

В отличие от квазипиковых, у этих измерителей нет двух раздельных времен интеграции и возврата, а есть только одно, одинаковое для обоих направлений перемещения указателя, оно называется постоянной времени. В механических (стрелочных) приборах это время определяется конструктивными особенностями их подвижной системы. В последнее время, однако, такие измерители часто делаются не со стрелочными приборами, а со светодиодными или иными световыми указателями, и вот для них - установлено, что постоянная времени измерительной схемы для этого типа измерителей уровня должна составлять 300 миллисекунд.

В силу того, что эти два типа измерителей имеют различные динамические параметры, и, соответственно, по разному реагируют на различные реальные сигналы - их области применения несколько различаются. По квазипиковому индикатору - удобно следить за максимальными уровнями сигналов, однако реальную громкость сигналов он практически не отображает. Его очень удобно использовать в тех случаях, когда необходимо отслеживать именно пиковые уровни, чтобы не допустить перегрузки звукозаписывающего оборудования или же передающего тракта. В последнем случае - иногда применяются именно пиковые индикаторы, практически безинерционно реагирующие даже на самые короткие импульсы, и обладающие при этом существенно большим временем возврата, чем квазипиковые. Например, по отечественным стандартам для этих измерителей рекомендуется время возврата в три секунды.

Волюметры же, несмотря на то, что плохо реагируют на пики сигналов, вполне удовлетворительно отражают именно субъективно воспринимаемую нами громкость, однако применять их для контроля уровней в критических точках - опасно, т.к. в общем случае нам неизвестен пик-фактор имеющейся в данный момент звуковой программы. А это, при попытке контролировать по VU-метру, скажем, уровень записи, может привести (и частенько приводит!) к большим и серьезным ошибкам. Либо, перестраховавшись, можно чересчур занизить уровень записи, либо - наоборот, не заметить пиковых перегрузок, и непоправимо испортить вообще всю вашу уникальную запись...

Для того, чтобы найти выход из положения, и, используя все достоинства обоих измерителей, избежать в то же время их недостатков - некоторые фирмы стали оснащать выпускаемое ими оборудование сразу двумя типами измерителей, работающими одновременно. Пожалуй, пионером в этом деле была известная фирма “дедушки Нива” - NEVE, в пультах которой для каждой ячейки были параллельно друг другу установлены два газоразрядных столбика индикаторов, причем один был VU, а другой - PEAK. Чисто технически - идея была замечательной, но в работе - довольно неудобной.

В самом деле, представьте себе пульт на 48 каналов, на каждом из которых - по два измерителя. Представили? А теперь - попытайтесь поставить себя на место бедняги звукорежиссера, который вынужден следить за доброй сотней светящихся столбиков. Причем все они, даже находящиеся в паре друг с другом, показывают разное! Вот тут - уж точно, “крыша съедет по самые стропила”...

Однако - прогресс не стоял на месте, в обиход вошли хорошо всем ныне знакомые светодиоды - и выход из положения был найден. Так как, в отличие от стрелочных и газоразрядных индикаторов, светодиодные индикаторы являются дискретными, состоящими из отдельных светящихся элементов, то стало возможно независимо управлять зажиганием каждого светодиода, и вот тут-то инженеры-разработчики и развернулись! Появилось огромное множество самых разнообразных индикаторов, вначале - из отдельных светодиодов. А затем фирма Barrough выпустила на рынок специализированные индикаторные столбики, названные ею (естественно! J) - "Bargraph", и начался просто повальный переход на такие индикаторы. И, хотя некоторые звукорежиссеры, особенно старой школы, по прежнему предпочитают стрелочные индикаторы, подавляющее большинство вновь выпускаемой аппаратуры имеет именно такие - светящиеся - индикаторы.

Само же это название (bargraph) - постепенно “оторвалось” от исходного изделия, им обозначаемого (как и Harmonizer - от фирмы Eventide), и теперь сплошь и рядом служит для обозначения любого индикатора, выполненного в виде столбика светящихся элементов. Вопрос “на засыпку”: интересно, сильно ли это нравится фирмам - прародителям?..

Столь широкое распространение измерителей с вышеупомянутой индикацией объясняется тем, что стало возможным на один индикатор выводить сразу несколько значений одновременно. Наиболее часто встречаются измерители, в которых используются два элемента одновременно - светящийся столбик, и отдельно от него бегающая точка.

В недорогой аппаратуре они, как правило, имеют одно и то же время интеграции, только “точка” - либо гораздо медленнее возвращается, либо просто - на определенный промежуток времени “зависает”, а затем гаснет. Наличие такой точки, называемой Peak Hold, позволяет более точно индицировать максимальные уровни сигнала, т.к. время ее зависания достаточно велико, порядка 1-3 секунд, что обеспечивает удобное и надежное считывание показаний измерителя, без необходимости постоянно следить за индикатором.

В серьезной же, профессиональной аппаратуре применяются гораздо более интересные варианты индикации. (Правда, и цена у таких измерителей - тоже, весьма и весьма серьезная, увы!) У наиболее распространенных среди профессионалов (западных, естественно) измерителей - например, фирмыDorrough - на индикатор могут выводиться сразу аж три (!) значения параметров уровня сигнала. Сплошной столбик - показывает средний уровень, это может быть как уровень VU, так и настоящий RMS уровень. Отдельно от него - постоянно движущийся светодиод показывает уровень пиков сигнала. Как и в предыдущем случае, здесь тоже, “возможны варианты”. Это может быть либо квазипиковый уровень, либо настоящий пиковый, измеренный практически безинерционным измерителем. И плюс к этим двум - еще отдельно управляемая точка Peak Hold. Как правило, она отображает тот же уровень, что и предыдущая, но в отличие от нее не “бегает”, а зависает на максимальных уровнях. Назад - эта точка никогда не возвращается, и либо гаснет сама по истечении какого-то времени, либо требует своего сброса вручную, отдельной кнопкой.

В отдельных случаях в двухканальных (стереофонических) измерителях бывает предусмотрена возможность переключения вида измеряемого сигнала. Вместо привычного всем измерения уровней отдельно левого и правого каналов (L и R), можно измерять уровни суммарного и разностного сигналов, т.е. M и S.

В последнее время, при все более и более широком внедрении цифровой записи, многие фирмы стали выпускать специализированные измерители уровня для этих целей. Наилучшие из них имеют все описанные выше возможности, и, конечно, все сказанное про “обычные” измерители справедливо и в этом случае, но есть и некоторые специфические отличия.

Главное, пожалуй, отличие - связано с тем, что “цифра” не выносит никаких перегрузок, даже малейших. Соответственно, индикация пиков программы должна тоже быть мгновенной. Так как вся работа таких измерителей осуществляется непосредственно в цифре (аналоговых входов нет в подавляющем большинстве этих измерителей), то здесь никаких технических проблем не возникает, зато появляется новый элемент индикации - счетчик перегрузок. Чаще всего - это один семисегментный цифровой индикатор (“восьмерка”), расположенный над столбиком индикации соответствующего канала измерителя. При появлении каждой цифровой перегрузки - его показания возрастают на единицу. Причем эта перегрузка определяется не путем измерения чего-либо, а просто по анализу входной цифровой последовательности на наличие “всех нолей” или “всех единиц” во входном коде.

Иногда эти счетчики перегрузок могут оснащаться “хитрой” дополнительной возможностью - вы можете указать счетчику, какое именно количество “всех нолей” или “всех единиц” он должен будет принять за реальную перегрузку, и отразить это в своих показаниях. Эта возможность в ряде случаев может быть полезна - например, при сниженных требованиях к качеству фонограммы, когда отдельными короткими и редко встречающимися пиками можно бывает и пренебречь. В отдельных моделях измерителей, кроме счетчика перегрузок, встречается и отдельный светодиод, кратковременно загорающийся при обнаружении каждой перегрузки. О цифровых перегрузках и различного рода цифровых искажениях сигнала можно говорить очень много, но здесь ограничимся лишь замечанием, что обнаружение одного “комплекта” “всех нолей” или “всех единиц” во входном коде измерителя - строго говоря, еще не является собственно перегрузкой, а всего лишь достижением полной цифровой шкалы - “0 dBFs”.

Еще один “измерительный” прибор, который встречается в некоторых моделях цифровых измерительных приборов - это “битскоп”. Мы поместили его определение в кавычки, так как, строго говоря, он ничего не измеряет, а лишь позволяет “увидеть невидимое”. Ведь аналоговый сигнал можно подать на осциллограф, и просто посмотреть, что он из себя представляет. В случае же цифрового сигнала - мы этой возможности лишены. В самом деле - ну, что там смотреть-то, в этих нолях и единицах! А вот битскоп - как раз и позволяет увидеть, что же там происходит. Он представляет собой тот же светодиодный столбик, на каждый элемент которого выводится состояние одного бита из входной последовательности. Если этот бит - “0”, то диод не горит, если “1” - то светится. Естественно, что речь здесь идет лишь о тех битах из входной цифровой последовательности, которые несут информацию о звуковом сигнале, служебные же и прочие биты на дисплей битскопа не выводятся.

Наличие битскопа позволяет узнать множество информации о работе тех или иных цифровых устройств, об их “правильности” и корректности, и прочем. Но об этом - уже нужен отдельный разговор.

В ряде случаев в состав измерителей уровня, как цифровых, так и аналоговых входит коррелометр. Этот прибор позволяет оценить степень моно-совместимости вашего стереофонического сигнала. Что же он, собственно, измеряет? Да ничего страшного, не бойтесь!

Всем нам известно, как определяется мощность сигнала:

P=U2/R ,

где P - мощность, U - напряжение сигнала, R - сопротивление нагрузки.

Иначе говоря, мощность сигнала пропорциональна квадрату напряжения. А теперь вспомним, что мы имеем дело со стерео сигналом, т.е. с двумя составляющими - L и R. Давайте попробуем на время забыть о сопротивлении нагрузки, и посмотрим, что же будет происходить с напряжениями в этом случае, при сложении двух указанных сигналов?

U2=(L+R)2=L2+2LR+R2

Составим простую дробь:

K=2LR/(L2+R2)

Очевидно, что ее знаменатель - всегда положителен, а вот числитель - может принимать как положительные, так и отрицательные значения.

Если у нас в стереопаре два идентичных сигнала, т.е. L=R, то K=1.

Если же в нашей стереопаре два противофазных сигнала, т.е. L= -R, то K= -1.

Вот этот-то коэффициент К, так называемый коэффициент взаимной корреляции - как раз и измеряется коррелометром. Очевидно, что если К=1, то мы имеем идеальную моносовместимость, и никаких проблем, естественно, не возникает. Если же К= -1, то при попытке суммировать эти два сигнала уровень результирующего сигнала будет равен нулю, т.к. они просто подавят друг друга. Естественно, что при этом - ни о какой совместимости вообще, даже и речи быть не может!

Таким образом, коррелометр покажет вам, насколько “правильна” и корректна ваша фонограмма в плане ее моносовместимости, а при некотором навыке - вы сможете и определить с его помощью, насколько она стереофонична. Если его индикатор показывает “+1”, то вы имеете дело с чисто монофоническим сигналом. Если показания “-1” - то имеется абсолютная противофаза. Тревога, караул, SOS! Что-то у вас неправильно... Нормальному же, хорошему стереосигналу соответствуют показания коррелометра, лежащие в основном между “0” и “+1”.
Если же нет необходимости строго соблюдать моносовместимость - например, если не планируется передача фонограммы на УКВ радио, то вполне допустимы и показания вплоть до “-1”.
Лишь бы у вас не было всегда “-1”! :)

Еще один прибор, позволяющий визуально оценить качество вашего стерео - это стереогониометр. (Впрочем, из-за общего убыстрения темпа нашей жизни и вызванной этим любви к сокращениям, почти повсеместно его именуют просто гониометр. Мы тоже, не будем в этом вопросе “отделяться от коллектива”... J)

Гониометр представляет собой сильно упрощенный осциллограф, без блока разверток, а только с двумя усилителями - вертикального и горизонтального отклонения. На пару его пластин, отклоняющих луч по вертикали - подается сумма сигналов левого и правого каналов L+R. (Этот сигнал еще известен как “М”.) На горизонтальные же отклоняющие пластины - подается их разность. (Этот сигнал, в свою очередь, известен как “S".)

Естественно, что от вас не требуется осуществлять эти преобразования сигналов, они осуществляются внутри самого прибора. Иногда, в хороших моделях, внутрь него встраивается еще и линкованный стерео-компрессор, чтобы при изменении уровня входного сигнала изображение на экране не съеживалось до совсем уж невидимого размера, а сохраняло приемлемый размер.

При подаче стереофонического сигнала на вход гониометра на его экране возникает достаточно информативное изображение. Если сигнал - моно, то на экране будет просто вертикальная линия. Если - противофаза, то линия будет горизонтальной. Если у вас в стереопаре сигнал от моноисточника, но сдвинут по панораме влево - то верхний край вертикальной линии будет также отклоняться влево, если смещен вправо - то отклонится вправо.

Нормальному, хорошему стереосигналу, с “правильной” панорамой будет соответствовать более-менее равномерная засветка всей рабочей площади экрана. Если сигнал у вас “недостаточно стерео”, то экранное изображение будет сжато по вертикали, если же чересчур много противофазных составляющих - то картинка тоже будет сжата, но уже по горизонтали. При относительно небольшой практике работы с гониометром - а она легко приобретается после просмотра с его помощью нескольких заведомо правильно сведенных и хорошо звучащих записей - вы сможете свободно им пользоваться. И будьте уверены - гониометр окажет вам просто огромную помощь в вашей работе!

Чтобы довести до логического завершения наш разговор об аппаратуре, применяемой в звукотехнических измерениях, было бы еще необходимо рассказать о многих приборах - таких, как измерители нелинейных искажений (ИНИ), интермодуляционных, джиттера, и еще о многих, рассмотреть вопросы и методику измерения шумов (помните, ранее мы обещали вернуться к этому?). Однако - о части этих тем мы уже писали, а остальные - являются весьма узкоспециальными, и представляют интерес лишь для очень ограниченного круга специалистов, непосредственно занятых ремонтом и обслуживанием техники. Поэтому - здесь нет особого смысла распространяться на эти темы, но если у вас есть какие-то вопросы, неясности - пишите! В меру наших сил мы постараемся ответить!J

Михаил Чернецкий. E-mail :LONG