ЭЛЕКТРОННОЕ СЕРДЦЕ СТУДИИ
В настоящее время существует огромное количество самого разнообразного звуковогооборудования - различные процессоры, компрессоры, эквалайзеры и т.д. и т.п. В зависимости от финансовых возможностей и предназначения список имеющегося в конкретной студии оборудования может быть любым, однако во всех без исключения студиях есть, в обязательном порядке, как минимум одно общее - микшерный пульт.
При этом совершенно неважно, каков он - дорогущий “железный”, или - вообще “виртуальный”, в компьютере. Главное - что он есть. Без микшерного пульта не обойтись - ни в студии, ни на концертной площадке, ни в театре - нигде.
Во многом микшерный пульт похож на озеро Байкал, да простит “Гринпис” такое сравнение! В него, как и в Байкал, стекается множество “рек” и “ручейков” - звуковых сигналов - от микрофонов, электронных музыкальных инструментов, ревербераторов, и так далее - а вытекает всего одна “река” - суммарный звуковой сигнал.
Поступающие в пульт звуковые сигналы усиливаются, ослабляются, обрабатываются различными эквалайзерами, компрессорами и прочим (сахар и соль - по вкусу!), смешиваются - и пожалуйста, готово! М-да... То - озеро, то - кухня. Так и спятить не долго! Но - не нами это придумано.
Одно из английских названий микшерного пульта - Mixing Board, что как раз и означает “смешивательная доска”. Это название родилось давно, на заре развития и становления радиоэлектроники, когда в пультах еще не было всех современных прелестей - ни тебе эквалайзеров, ни подгрупп, ни даже малейшей автоматизации - ничего! Тоска, одним словом... Зато современный микшерный пульт - это частенько настолько сложное устройство, что в нем не всегда сразу сможет разобраться даже самый искушенный профессионал.
Пультов существует великое множество - концертных, студийных, театральных и т.д. и т.п. Однако, несмотря на великое их разнообразие, в конструкциях всех пультов есть немало общих черт. Любой пульт содержит, как минимум, входные ячейки и мастер - секцию. Но этого далеко не всегда достаточно, особенно при работе с большим числом источников сигналов. Поэтому, по мере усложнения условий работы, и были изобретены многие дополнительные устройства - такие, как подгруппы, “ауксы” (AUX), разрывы (INSERT), для многоканальной записи - особые ячейки (IN-LINE), и еще многое другое.
Примерная структура микшерного пульта показана на рисунке внизу.
Входные ячейки Подгруппы Мастер-cекция
Входные ячейки
На входные ячейки, как следует из самого названия, поступают входные сигналы - от микрофонов и других источников. Здесь осуществляется предварительное усиление сигналов, их обработка - частотная, динамическая, а также некоторые другие виды, и распределение на дальнейшие устройства. В самом общем виде примерная структура входной ячейки изображена на следующем рисунке:
1.Входная секция.
2.Блок обработки.
3.Блок распределения сигналов.
Сигнал от источника подается на входную секцию, где осуществляется выбор сигнала, его нормирование - приведение к уровню, необходимому для нормального функционирования дальнейших цепей, и предварительная фильтрация.
Входная секция, как правило, имеет следующие элементы: переключатель входов MIC/LINE, регулятор(-ы) усиления GAIN, фазовращатель PHASE (иногда - просто значок), и фильтр(-ы). Иногда встречается кнопка PAD для ступенчатого ослабления входного сигнала микрофонного входа - обычно на 20 или 30дБ. Регулировка уровня сигнала осуществляется ручкой GAIN входного усилителя, причем термин усилитель - несколько условен, так как здесь может осуществляться как усиление, так и ослабление сигналов.
В профессиональной аппаратуре, как правило, имеется два отдельных входа - симметричный MIC для микрофона и линейный LIN - для сигналов с высокими уровнями.
Линейный вход - чаще всего несимметричный, однако в совсем уж серьезной технике - бывает и симметричным.
Здесь необходимо сделать одно замечание. В сравнительно дешевой аппаратуре иногда вдруг можно увидеть, прямо скажем - неожиданно, симметричный линейный вход. Про бесплатный сыр - помните? Так и здесь, неплохо будет поинтересоваться - а с чего это вдруг подобная щедрость? Если кто-то верит в альтруизм производителя - забудьте! Все гораздо проще - и хуже. Это чисто рекламный трюк, не более того. Хотя вход - действительно симметричный, сие правда. Но - не вся...
Помните известное высказывание - "Всегда говорите правду, одну только правду, и ничего кроме правды. Но никогда не говорите всей правды!" Здесь как раз аналогичная ситуация.
Всё очень просто: сигнал с этого входа сначала ослабляется, иногда - довольно сильно, в несколько десятков раз, а затем подается на вход... да, Вы правильно угадали - микрофонного усилителя! Задачка из одного действия - улучшится ли звук после такого преобразования? Решайте сами...
Хорошим показателем этой уловки может быть наличие всего одной ручки регулятора входной чувствительности - вместо двух, раздельных, а также отсутствие кнопки выбора входа.
После предварительного усиления в цепи сигнала могут стоять два не совсем очевидных устройства - фазовращатель и фильтр(-ы). Строго говоря, первое точнее называть фазо-инвертором, так как ничего в нем не “вращается”, а просто инвертируется фаза сигнала на 180 градусов, но - видимо, “так красивше”. Он необходим для фазировки микрофонов, а иногда и для других целей. Затем сигнал может быть подан на фильтры для ограничения его полосы и устранения нежелательных составляющих. В дорогих (увы!) профессиональных пультах иногда можно встретить полный их набор, как для обрезки НЧ (LO-CUT), так и для обрезки ВЧ (HI-CUT), да еще и с перестраиваемыми частотами среза! Но чаще всего, увы, применяется простейший “однокнопочный” фильтр, обрезающий, как правило, только НЧ составляющие ниже 80 или 100 Гц. Иногда этот фильтр называют “фильтр шаговых помех”, т.к. он служит преимущественно для снижения “топота” от шагов, передающихся от несущих конструкций сцены на микрофон через его стойку.
Далее - сигнал после входной секции подается на блок обработки. Этот блок включает в себя различные цепи регулирования тембра (эквалайзер), а также разрывы (INSERT) для включения в тракт сигнала внешних устройств - компрессоров, фленджеров, и т.д.
Эти гнезда, как правило, парные. Одно гнездо - “Send” (“посыл”, “выход”) служит для подачи сигнала на внешнее устройство, другое - “Return” ( “возврат”, “вход”) для возврата обработанного сигнала в ячейку. В некоторых моделях недорогих пультов встречаются и совмещенные гнезда, на “стерео - джеках”. Это экономит место на задней панели пульта, но гораздо менее удобно. Кстати - в хороших пультах гнезда INSERT в обязательном порядке имеются во всех его секциях - и в ячейках, и в подгруппах, и в мастер - секции.
Конечно, строго говоря, эти гнезда (“разрывы” - INSERT) - не входят ни в какие блоки, т.к. “физически” - находятся между различными узлами ячейки, но целесообразно при рассмотрении структуры пульта рассмотреть их назначение именно здесь, исходя из их функциональной роли. В дорогих профессиональных пультах гнезд INSERT обычно два - одно перед эквалайзером, и одно - после. Для чего два? Ну, во-первых, больше - это не меньше. (Шутка!) А во-вторых, многие устройства обработки по разному “ведут себя”, будучи включенными в “чистый сигнал”, или в уже “оттемброванный”. Соответственно, разными будут и получаемые результаты.
Например, известно свойство сильной компрессии как бы “съедать” тембры. То есть, если сильно “накрутить” тембр сигнала, а затем подать его на компрессор - то все Ваши “накрутки” могут “пасть смертью храбрых”. Чтобы этого не произошло, целесообразнее включать компрессор до эквалайзера. С этих же гнезд можно снимать индивидуальные сигналы каналов для подачи на - к примеру - второй пульт (мониторный, видео, и др.), чтобы там можно было осуществлять независимую регулировку тембра.
Гнезда INSERT, стоящие после эквалайзера, целесообразно использовать, к примеру, для подключения устройств с ограниченным динамическим диапазоном - фленджера и др., чтобы не “рулить” эквалайзером вместе с полезным сигналом еще и шумы обработки. Во многих случаях также бывает полезно подать на включенную в разрыв обработку уже откорректированный эквалайзером сигнал - например, на шумоподавитель, на эксайтер, и т.д. и т.п. Разумеется, все вышеизложенное - “не есть” истина в последней инстанции. Автор - не Господь Бог, и даже не Билл Гейтс (по известному анекдоту...). Эти случаи приведены лишь как примеры, для демонстрации необходимости иметь две точки разрывов в каждой ячейке. Однако в большинстве недорогих пультов INSERT - увы! - всего один, после эквалайзера! Помните об этом при его использовании.
Эквалайзеры, стоящие в ячейках, отличаются большим разнообразием - от простейших НЧ и ВЧ, с регулировкой типа “shelf”, и до сложнейших полностью параметрических четырехполосных. Последние, как правило, на крайних НЧ и ВЧ регуляторах имеют возможность переключения характеристики регулирования “bell/shelf”. В параметрическом эквалайзере для каждой полосы осуществляется независимая установка всех параметров (отсюда и название - “параметрический”): центральной частоты регулирования fо, ширины полосы регулирования и величины подъема/завала АЧХ, а в эквалайзерах типа “shelf” - можно регулировать только величину подъема/завала АЧХ на краях диапазона, остальные параметры определяются его схемотехникой, и их изменение звукорежиссером - невозможно. Название - соответствует виду АЧХ. Для регулятора типа “bell” (от английского слова BELL - “колокол”) АЧХ имеет действительно “колоколообразную” форму, с максимальной глубиной регулирования на основной частоте его настройки, и плавно уменьшающейся по мере удаления от нее. Регулятор же типа “shelf” (от английского слова SHELF - “полка”) не имеет явно выраженной частоты настройки, его АЧХ имеет максимальную глубину регулирования на краях звукового диапазона, и плавно уменьшается к его середине. Иногда, правда, в (а что поделаешь? Опять же!) дорогих пультах встречается возможность регулировать частоту и для регулятора “shelf”, но это - совсем другая регулировка : изменяется частота, ВЫШЕ которой для НЧ-регулятора, (или НИЖЕ - для ВЧ-регулятора), характеристика становится плавно спадающей. Ниже этой частоты - в первом случае, и выше ее - во втором, все частоты поднимаются или ослабляются одинаково.
Итак, сигнал усилился, подкорректировался - и направился в блок распределения. Именно эта часть ячейки отличается максимальным разнообразием конструкций, и часто вызывает наибольшие затруднения, хотя по конструкции - это самая простая часть, “набор кнопок и ручек”. Кнопками Вы выбираете, куда сигнал будет направлен дальше, а ручками (если они есть) - устанавливаете уровень этого сигнала.
Эта часть в литературе и иногда на самих пультах называется “Routing”. Сигналы, поступающие с ячеек на последующие цепи, снимаются с двух точек схемы : часть сигналов снимается до фэйдера ячейки (PRE - Fader), а часть - после него (POST - Fader).
Как правило, все сигналы, которые далее идут в главный микс и на обработки - снимаются после фэйдера, причем те сигналы, которые идут в главный микс и подгруппы - снимаются после панорамного регулятора.
Но есть и сигналы, снимаемые ДО фейдера - это обычно те, которые поступают на мониторы - сценические или студийные.
Почему именно так? Да очень просто - чтобы баланс мониторов не зависел никоим образом от возможного изменения баланса в зале или в главном миксе!
Однажды Вы его выстроили - и больше не думаете, занимаетесь своим главным делом.
Эти регуляторы (PRE - Fader) обычно на ячейке пульта называются FB (сокращение от FOLDBACK - "обратная подача звука в студию"), или просто MONITOR.
ПОМНИТЕ! Уровень этих сигналов (FB и MONITOR), выходящих с ячейки пульта, НЕ ЗАВИСИТ от положения фэйдера в канале!
Но кроме мониторных регуляторов `PRE - Fader` на ячейках всегда имеются и регуляторы `POST - Fader`.
Они практически везде называются коротко - AUX и служат для подачи сигналов, например, на ревербератор. Или на другие внешние устройства эффектов, где тоже требуется, чтобы громкость эффекта была пропорциональна уровню сигнала в этой ячейке - например, на фленджер.
На пультах, имеющих встроенные процессоры эффектов, встречается ещё одно обозначение регуляторов `POST - Fader` - FX. Это тот же самый регулятор AUX, но он отправляет сигнал с ячейки только на встроенный процессор эффектов.
ПОМНИТЕ! Уровень этих сигналов (AUX и FX), выходящих с ячейки пульта, ЗАВИСИТ от положения фэйдера в канале!
В самом общем виде, для распределения сигналов служат следующие органы управления : панорамный регулятор “PAN”, кнопки подачи - на главный выход (“MIX”), на подгруппы (“SUB”, или “GROUP”), на многоканальный магнитофон - “ODD” и “EVEN”, (“Четные” и “нечетные”), как правило - с номерами от “1” до “24”. Кстати, при этом и на панарамном регуляторе - тоже, бывают надписи не “L” и “R”, а “ODD” и “EVEN”. Правда, это, как правило, только на пультах “In-Line”, но о них - позже. Суть дела от этого, однако, не меняется.
В конструкции этого регулятора есть одна тонкость, о которой часто забывают. Дело в том, что существуют два способа панорамирования - с постоянным напряжением и с постоянной мощностью. При первом способе - сигнал в среднем положении регулятора PAN ослабляется на 6дБ. Это очень хорошо для звукозаписи, с точки зрения моно-совместимости, но при “живом” звукоусилении - возникают проблемы, т.к. сигнал в центре “провален” по мощности на 3дБ. При втором способе - сигнал в среднем положении регулятора PAN ослабляется на 3дБ. Для звукоусиления - замечательно, никаких провалов в центре, но при попытке записывать на таком пульте - проблемы с моно-совместимостью, т.к. при этом сигналы в центре (в режиме "МОНО") возрастают по уровню на 3дБ. В качестве полумеры на некоторых пультах применяется “среднее арифметическое” - ослабление сигнала в центре на 4,5дБ.
Еще один узел, который конструктивно и по расположению также входит в эту часть ячейки - это узел контроля и прослушивания. (Кнопки PFL, AFL, CUE, SIP, SOLO.) С помощью этих кнопок Вы выбираете, каким образом будет осуществляться контроль сигнала в данной точке пульта. Кстати, это относится ко всему пульту, а не только ко входной ячейке. С этими кнопками частенько случается путаница, т.к. они все выполняют схожие, но несколько различные функции.
PFL - это “Pre fader listen”, при нажатии этой кнопки сигнал для контроля берется до регулятора громкости. Это делает возможным предварительный контроль сигнала в еше “закрытой” ячейке, до того, как подавать его далее на последующие цепи пульта. При этом, как правило, на соответствующих индикаторах мастер-секции индицируется уровень сигнала в данной точке, что позволяет точно его отрегулировать - для избежания перегрузок.
AFL - это “After fader listen”, прослушивание после фэйдера. При нажатии этой кнопки сигнал для контроля берется после регулятора громкости, что позволяет проконтролировать реальный уровень сигнала в данном месте тракта.
SIP - это “SOLO - IN - PLACE”, дословно - “соло - на - месте”. При использовании этой кнопки сигнал для контроля снимается после регулятора громкости и после панорамного регулятора, что позволяет прослушать сигнал не только с учетом его уровня, но и проконтролировать его положение в стереопанораме.
Назначение других кнопок прослушивания (CUE, SOLO и некоторых других, редко встречающихся названий) - не стандартизовано, и различные фирмы - изготовители могут применять их для выполнения самых разных функций - как PFL, так и AFL, SIP и др.
Иногда - для удобства работы и экономии места - вместо многих различных кнопок ставится всего одна, тогда это чаще всего бывает кнопка CUE или SOLO, и выполняемая ей в данный момент функция (PFL, AFL, SIP и др.) выбирается переключателем режимов контроля в мастер-секции.
В дешевых пультах - чаще всего, независимо от названия кнопки, применяется только режим PFL.
Еще один интересный орган управления - кнопка MUTE. По своим функциям она сходна с кнопкой включения ячейки ON, только работает как бы “наоборот” - при ее нажатии сигнал ячейки отключается. Иногда, впрочем, эта кнопка - с надписью MUTE - на самом деле и является кнопкой включения ячейки, только стоящей “вверх тормашками”. В некоторых пультах при активизации MUTE отключается весь сигнал ячейки, а в некоторых - только та его часть, которая поступает на последующие цепи после фэйдера (POST FADER). Для чего это нужно? Да, и, собственно, зачем весь MUTE вообще?
Представьте себе, что озвучивается большой сборный концерт, с большим числом исполнителей. При этом число одновременно используемых микрофонов может быть различным, от “всех сразу” - до одного, для артиста разговорного жанра или ведущего. Незадействованные же микрофоны в это время лучше отключить, чтобы не ловить всякие посторонние звуки, или просто, чтобы не шипели. Делать это вручную, по одному - долго и неудобно. Гораздо лучше иметь возможность заранее запрограммировать, какие микрофоны в каком номере не задействованы - и заглушать их все сразу, нажатием одной кнопки. Мониторные же линии, идущие PRE FADER, остаются функционирующими. Особого шума в зале - они, как правило, не добавляют. Возможны, конечно, и другие применения MUTE. Но это уже - на Ваше усмотрение. Часто функция MUTE имеет MIDI-автоматизацию, об этом - чуть далее.
Для отправки сигнала на дополнительные устройства обработки (общие для всех сигналов в пульте) служат регуляторы “AUX” - для индивидуального регулирования уровней сигналов, посылаемых на устройства эффектов (например, на ревербератор), и кнопки “PRE/POST”, позволяющие выбирать - откуда будет направлен сигнал, до или после фэйдера.
Здесь необходимо сделать маленькое отступление. Дело в том, что полное название этих сборных шин и соответствующих им выходов - “Auxiliary Sends” (“Дополнительные посылы”). Со временем это название “располовинилось” и укоротилось, и теперь можно встретить названия как “AUX”, так и “Sends”, хотя первое встречается много чаще. В отечественной литературе более распространенным является русское название “посылы”, а для самих регуляторов - “отборы на посылы”.
В основном - это все, что можно сказать о входных ячейках. Ах, да! Где же обещанные “In-Line”? Теперь дошла очередь и до этого.
Пульты этой структуры предназначены для звукозаписи, и в силу этого менее известны в широких кругах. Как следует из самого названия (“In-Line”, дословно - “в линию”), сам процесс звукозаписи как - бы “вытянут в линию”. Ячейка такой структуры состоит из ДВУХ обычных ячеек, включенных последовательно, друг за другом. Сигнал, пришедший на первую ячейку (к примеру, микрофонный), обрабатывается в ней, и поступает на вход одного из каналов магнитофона для записи, а сигнал воспроизведенный магнитофоном (как правило, этого же канала) - поступает на вторую, где он обрабатывается в процессе сведения для получения финального микса. Таким образом - никаких проблем с коммутацией, ничего не надо переключать - все на своем месте, и процесс работы значительно ускоряется и облегчается.
Естественно, при этом в каждой “физической” ячейке - все в двух экземплярах. Два эквалайзера, два фэйдера, и т.д. и т.п. Правда, это - "в идеале".
Почему в идеале? Потому, что с целью удешевления многие фирмы делают часть узлов совмещенными. Например - один эквалайзер, переключаемый туда-сюда, или делящийся пополам - часть в одну половину ячейки, часть - в другую. Аналогично и с “AUX”-ами, и с некоторыми другими узлами. Только микрофонный вход всегда один...
Суммирующих стереошин тоже две, аналогичных “MIX” на обычном пульте. Чтобы их не путать, в пульте “In-Line” они носят другие названия - как правило, “A” и “B” на ячейках, а в мастер-секции затем можно выбрать, из каких именно сигналов будет состоять главный микс - “A”, “B” или из обоих.
Из-за больших возможностей - такие пульты и стоят гораздо дороже. Как правило, у них очень сложная структурная схема, поэтому нет особого смысла здесь вдаваться в тонкости. К тому же этих самых структурных схем - великое многообразие, и для каждого конкретного пульта нужен отдельный рассказ, по объему - существенно больший, чем можно разместить на журнальных страницах.
Итак - со входными ячейками вроде более - менее разобрались. Что дальше? А дальше начинается область наибольшего разнообразия в конструкциях пультов - подгруппы и мастер-секция.
Подгруппы
Что же такое подгруппы и зачем они вообще? Казалось бы, звучание отдельных источников уже готово, со всеми тембрами и прочим. Чего же еще не хватает? Как ни странно - того, что к звуку прямого отношения не имеет. А именно - рук! Человек ведь не осьминог, к сожалению... (Наверно, многие звукорежиссеры с этим согласятся.)
Представьте - у вас большой коллектив, со многими инструментами. И в одном из мест песни - длинное, громкое соло (к примеру) ударных. Вам необходимо быстро увеличить громкость звучания ВСЕЙ ударной установки... а рук-то всего две!
Вот здесь и вступают в дело подгруппы. В них осуществляется промежуточное, до главного микса, суммирование нескольких сигналов. В описанном выше случае - можно все звуки ударных с индивидуальных ячеек подать сначала на одну подгруппу, а уже с нее - на главный мастер. И громкостью ВСЕХ инструментов ударной группы управлять ОДНОЙ ручкой! Удобно? Еще бы! ( Правда, для стерео-подгруппы придется использовать две подгрупповых ячейки. Но ведь все равно удобнее!)
Аналогично и при звукозаписи - можно собрать какую-либо группу инструментов в подгруппу, и подавать на запись их все вместе прямо с подгруппы, минуя главный мастер, который при этом высвобождается для других работ.
Устройство ячейки подгруппы - не имеет принципиальных отличий от обычной входной ячейки. Как правило, здесь те же эквалайзеры (только обычно попроще), регуляторы AUX, панорамные регуляторы, и т.д. Отсутствует только входная часть (полностью), да исключены кнопки посыла в подгруппы.
Хотя, конечно, здесь “возможны варианты”. Например, во многих недорогих пультах в подгруппах эквалайзеров нет вообще, бывают и подгруппы без AUX. Иногда - правда, нечасто - встречаются и стерео-подгруппы. В таких случая изредка можно увидеть и “хитрый” регулятор панорамы, на основе MS-преобразования, с двумя отдельными регулировками, одна - ширины стереобазы, и одна - направления. Но это - очень редко...
В последнее время в дорогих пультах - как правило, студийных, для звукозаписи, иногда встречаются и так называемые “виртуальные подгруппы”. Что же это такое?
Да ничего страшного, это не “виртуальная реальность”, а нечто вполне осязаемое. (Хотя сами подгруппы, в привычном виде, отсутствуют начисто!)
В индивидуальных ячейках таких пультов вместо переменных резисторов-фэйдеров уровень сигнала регулируется управляемыми усилителями - VCA. При этом сами фэйдеры вырабатывают только управляющий электрический сигнал для управления VCA. При этом становится возможным объединить VCA нескольких ячеек в одну группу ПО УПРАВЛЕНИЮ, и управляющим сигналом одного фэйдера - управлять усилением сразу нескольких ячеек! Одна из ячеек назначается ведущей - master, а остальные - ведомыми, slave. При этом, естественно, сохраняются и все индивидуальные регулировки, т.к. все управляющие сигналы, поступающие на VCA индивидуальной ячейки, просто складываются. Иногда такой способ еще называют “VCA GROUP”. Аналогично осуществляется и работа “виртуальной динамики”, но это уже - тема для другого разговора.
Так как в силу конструктивных особенностей - из-за отсутствия на подгруппах части узлов - на лицевых панелях ячеек остается свободное место, то его очень часто используют для размещения различных дополнительных узлов пульта. Так, например, на подгрупповых ячейках во многих пультах размещаются различного рода дополнительные входы - для возврата в пульт сигналов с внешних устройств эффектов AUX RETURN, и некоторые другие.
В этих случаях получается, как в ячейке In-line: в одной - две. При этом часто используются и аналогичные приемы построения - возможность переключения эквалайзеров, отборов на эффекты (AUX) и прочее. Вроде - о подгруппах, в основном, все.
Мастер-секция
Вот теперь мы дошли до самой, пожалуй, важной части пульта - мастер-секции. Почему самой важной? Да потому, что от ее построения зависит, насколько хорошо будет звучать весь пульт, и насколько удобной будет работа с ним. Именно в мастер-секции сосредоточено максимальное количество органов управления, применяются самые качественные радиоэлементы, имеется максимум индикации.
Казалось бы, основная функция мастер-секции - просто просуммировать все сигналы и “выдать” финальный стереомикс. В принципе, это верно. Но - не совсем. В любом пульте имеется много узлов, которые не относятся ни к одной его части “персонально”, а являются общими для всего пульта. Вот все эти узлы обычно и сосредоточены в мастер-секции.
Прежде всего - это, естественно, главный сумматор, мастер - фэйдер, разрывные гнезда MASTER INSERT и основной стереовыход с измерителем уровня. Эти элементы есть во всех без исключения пультах, в которых есть главный мастер. Еще один узел, также присутствующий практически во всех пультах - это AUX MASTER - место, где суммируются сигналы всех посылов на внешние эффекты AUX, с индивидуальными регуляторами выходного уровня для каждой линии AUX. Как правило, на этих выходах имеются кнопки прослушивания одного из видов, описанных ранее - PFL или AFL.
Также в любой мастер-секции есть блок контроля сигналов, от простейших, до весьма сложных. В простейшем случае - это кнопка выбора прослушиваемого источника (главный стереовыход или шина PFL), измеритель уровня и регулятор громкости контроля (наушников). В сложных пультах здесь, как правило, имеются гораздо более широкие возможности.
Во-первых, если в ячейках стоит одна многофункциональная кнопка - CUE или SOLO, то в мастере есть возможность переключения ее режимов - PFL, AFL, SIP и т.д. Во-вторых, должна быть предусмотрена возможность подачи контролируемого сигнала на внешнюю систему звукового контроля - как правило, с гнезд C.ROOM (контрольная комната). При этом обязательно, кроме плавного регулятора уровня, предусматривается и ступенчатое ослабление громкости контроля, обычно это кнопка DIMM. Вводимое ей ослабление - чаще всего 20 или 30 дБ. В третьих - помимо обычных кнопок контроля на самих ячейках или подгруппах - может быть предусмотрен отдельный блок, для выбора на контроль различных источников, которые в “явном” виде отсутствуют - например, стереопар возвратов со внешних эффектов, попарного прослушивания подгрупп в стерео режиме, контроля внешних записывающих устройств (магнитофонов), и др.
Кроме этого, в некоторых моделях дорогих пультов - для проверки “всего и вся” - имеется встроенный звуковой генератор. Он может быть как простейшим - на несколько фиксированных частот - так и достаточно серьезным, с плавной перестройкой частоты сигнала по всему звуковому диапазону. В простейших случаях сигнал генератора подается на свое выходное гнездо и/или на главный стереовыход - MASTER OUTPUT. В более “навороченных” пультах предусматривается возможность подачи сигнала с помощью внутренней коммутации в любую точку пульта.
Еще одна непременная часть серьезного пульта - переговорное устройство TALKBACK. Как правило, предусматривается возможность подключения к нему только одного микрофона (естественно, с регулировкой его громкости), и возможность выбора “точки назначения” - то есть, куда именно этот сигнал будет далее направлен. Это может быть главный выход, мониторные линии, и т.д. и т.п.
Очень часто в мастер-секции располагается и блок возврата сигналов со внешних эффект-процессоров AUX RETURN, или иногда - EFFECT RETURN, суть одна. Приходящие сигналы здесь регулируются по уровню, по панораме, иногда - и подвергаются частотной коррекции. В таких случаях предусматривается и наличие собственного эквалайзера - как правило, несложного.
В серьезных пультах для каждого отдельного входа AUX RETURN имеется свой индивидуальный тракт - с эквалайзером, панорамным регулятором, регулятором уровня и т.д. Иногда предусматривается и возможность “вторичного посыла” - с возврата одного эффекта на посыл другого, или даже на свой собственный посыл, например - для регулирования уровня FEEDBACK на ревербераторе, линии задержки, флэнджере и пр. В небольших пультах, для удобства и экономии места, часто входы возврата эффектов делаются стереофоническими, с общими эквалайзерами (и всем прочим) для обоих каналов.
Кроме описанных выше основных функциональных узлов собственно пульта, обычно в мастер-секции сосредоточены общие для всего пульта органы управления, а иногда - и коммутации. (Здесь имеется в виду получающая в последнее время все большее распространения матрица микширования - MIX MATRIX.) В число общих органов управления входят, например, такие устройства, как управление отключением ячеек MUTE и его автоматизация, переключение режимов работы ячеек студийных пультов IN-LINE на запись или воспроизведение, и др. Как правило, последнее в хороших пультах должно иметь возможность осуществляться централизованно, для многих - или даже всех - ячеек сразу, чтобы не возиться с десятками кнопок на куче ячеек поочередно.
Управление же функциями MUTE может осуществляться двояко. Один способ заключается в том, что на самом пульте можно запрограммировать несколько различных сочетаний (“сцен”) активизации этих отключений (“затыкания” ячеек). Затем - мгновенно, нажатием одной кнопки, вызывать нужную сцену. Этот способ часто применяется в недорогих пультах, при этом число запоминаемых сцен относительно невелико. Второй способ заключается в использовании внешних MIDI-устройств для записи и последующего воспроизведения нужных сцен. Естественно, что при этом число сцен не ограничено, но этот способ существенно дороже, и применяется только в дорогих, серьезных пультах.
Как правило, MIDI-автоматизация мьютов “не ходит в одиночку”, а обычно применяется в тех пультах, где имеется возможность автоматизации и других функций - например, автоматизации сведения. Последняя осуществляется либо с помощью моторизованных фэйдеров, либо путем применения VCA. Но это - уже тема для совсем другой статьи...
К сожалению, ограниченный объем не позволяет в полной мере осветить все вопросы “пультостроения”. За рамками статьи остались такие интересные темы, как пульты для радиовещания и телевидения, цифровые, репортажные, театральные и др. Впрочем, все пульты имеют множество общих черт, и если Вам по силам разобраться в студийном пульте IN-LINE, то изучение остальных пультов вряд-ли будет представлять для Вас особую сложность.
Если у Вас возникнут вопросы или пожелания - пишите непосредственно автору. Ваши вопросы помогут полнее узнать круг Ваших интересов и сделать этот сайт интереснее и полезнее для Вас.
Михаил Чернецкий. E-mail :
LONG