Предыстория...
Наверное, ни для кого не секрет, что в стародавние времена, в эпоху СССР, любой заграничный товар вызывал восхищение, и был предметом мечтаний очень многих.
... И, собственно, сама история:
Помните бессмертное - "Разве теперь достанешь заграничную кружку Эсмарха?". Главным в этой фразе было именно слово "заграничная". Но если даже в случаях со столь простыми изделиями предпочтение отдавалось импорту, то что же тогда происходило с более сложными устройствами, с техникой?
Здесь положение было много хуже, особенно в области электроники - той, с которой непосредственно сталкивались ежедневно. Телевизоры, магнитофоны, усилители, и пр. Импортный магнитофон - это же была мечта любого меломана! И чаще всего несбыточная, недосягаемая. Обходились отечественным, но то немногое, что можно было купить в магазине, чаще всего было далеко от восхищения. Далёкое от отличного звучание, качество деталей - всё разочаровывало. То же относилось и к усилителям, и к колонкам, и к проигрывателям - да практически ко всему, собственно.
Советской же аппаратуры для музыки, концертов, ансамблей практически вообще не существовало, и каждый музыкант старался приобрести что-нибудь западное, где созданием подобной аппаратуры занималось множество фирм, скорее даже - целая отрасль.
И так уж сложилось за многие десятилетия, что само понятие "импорт" - стало синонимом слова "качество".
Тех же, кто знал технику "изнутри", со всеми её ляпами и перлами - были считанные единицы. Такие специалисты мало рассказывали посторонним - в основном помалкивали, общаясь на технические темы исключительно в своём узком кругу.
Ибо любая попытка критики "забугорного" воспринималась в штыки, с воплями "не замай!!!"
Прошло время, открылись границы, в страну хлынул поток импортной аппаратуры...
И оказалось, что далеко не всё "фром оттуда" есть конфетка. Вот тут-то и началось прозрение. Неспешное, мучительное, но началось. С бытовой аппаратурой, благодаря её огромному количеству и хорошо знакомым ещё с детства - по кинофильмам, комкам, "Берёзкам", названиям - разобрались довольно быстро, и всяческие AKAIWA, PAVASONIC, JBC и иже с ними тихо удалились в небытие...
Вот с концертной, музыкальной техникой - всё оказалось намного сложнее. Бытовая техника, хотя бы на уровне названий, фирм, была известна довольно хорошо. А вот музыкальная - практически нет. Ибо никакие овердрайвы, фэйзеры-фленджеры, ревербераторы и вообще все гитарные "примочки" - никогда не продавались в СССР официально. Ни в "Берёзках", ни где-либо ещё. Равно как и музыкально-технические журналы, попадавшие в страну только в частном порядке.
Следствием этого технического и информационного вакуума стало не совсем очевидное, но из-за этого не менее грустное явление - незнание "ху есть ху", как говорил М.С. Горбачёв.
А если по-простому, то: практически никто в стране не знал истинной "табели о рангах" изготовителей техники. Т.е. кто делает действительно серьёзную аппаратуру, а кто - так себе, ширпотреб для школьного ВИА в рамках одного штата.
Причём это касалось не только названий фирм, но и даже уровня (качества) сходных по функциям изделий
близкого функционала. Например, в СССР был наиболее популярен "SuperOverDrive" (на самом деле - весьма посредственная "примочка"). Однако, благодаря широкому распространению и названию "Super", абсолютное большинство гитаристов на полном серьёзе считали его мега-крутым. Но всё было намного проще и даже смешнее: изо всех "жужжалок" этой фирмы "SuperOverDrive" был просто-напросто самым дешёвым! Вот поэтому именно его и везли сюда для продажи. И всё! :)
Но если с "примочками" ещё хоть как-то, худо-бедно, но можно было разобраться, то с более серьёзной аппаратурой - компрессорами, ревербераторами, пультами - дело было вообще полный швах.
Вследствие высокой цены такая техника попадала в страну только по гос. закупкам, для серьёзных коллективов. Было таковых совсем немного, и никого из посторонних владельцы к аппаратуре близко не подпускали. Начинка и схемотехника оставались неведомыми, и всё оно априори считалось просто шедевральным.
Между тем реальная необходимость в такой аппаратуре вполне себе существовала, и не одно десятилетие.
Множество музыкальных коллективов существовало несмотря ни на что, и всем им была нужна техника - и любительским, и профессиональным, а на гос. закупки надежд особых никто не возлагал. Выкручивались все, кто как мог - паяли сами, копировали схемы из зарубежных журналов, просили знакомых радиолюбителей...
Но вот рухнула гос.монополия на концертную деятельность, а вместе с ней - и на звукозапись, на издание носителей, и пр. Потребность в серьёзной аппаратуре существенно увеличилась. И тут на прилавки страны выплеснулся мутный поток - нет, скорее водопад! - кооперативных поделок.
Сделанных даже не плохо, а просто омерзительно. Каждый, могущий держать паяльник с холодной стороны, посчитал себя великим конструктором.
Не сильно избалованные техникой отечественные музыканты тоже не были особыми знатоками аппаратуры, а по итогу - общими усилиями просто завалили рынок музыкальной звукотехники откровенным хламом. Кооперативы сии, вслед за упоминавшимися уже AKAIWA да PAVASONIC, со временем отправились туда же, в небытие, а вот порождённое их изделиями стойкое неприятие отечественной музыкальной звукотехники - к сожалению, оказалось очень стойким.
В реальности - даже сейчас, по прошествии нескольких десятилетий, у многих это неприятие так и осталось неизменным. И, как ни странно, наиболее сильно оно у молодых ребят, которые в то время ещё даже и не родились, и уж тем более - с подобными "электрочудесами" никогда не сталкивались.
И - "послеистория"...
Но жизнь продолжается, и новые аппараты продолжают разрабатываться и сейчас. Кое-что можно увидеть на сайте, в "Новинках", и на форуме SOUNDINFO.ORG.Продолжение - следует... (?)